Оршанская Наталья Александровна,
учитель первой квалификационной категории ГУО «Средняя школа №15 г.Витебска»,
педагогический стаж 21 года
Тема по самообразованию: «Работа с текстом региональной направленности как эффективное средство формирования лингвокультурологической и социокультурной компетенции учащихся 5-7 классов на уроках русского языка»
Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества. С. Булгаков
Часто мы слышим о том, что учитель – это творец! Однако на практике быть творцом довольно сложно. Мы ограничены рамками программы, урока, необходимости не только трансляции знаний, но и проверки их усвоения.
Современный образовательный стандарт учитывает необходимость формирования творческих личностей, способных создавать свой творческий продукт. Но так ли это просто? Учащиеся, которые успешно справляются с написанием изложений и сочинений, могут иметь определённые проблемы в усвоении учебного материала, и наоборот. Сталкиваясь с нежеланием учащихся заниматься языковым материалом, я пришла к выводу, что не только использование передовых технологий способно разрешить данную проблему, но и нестандартная работа с текстом.
Формирование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся, на мой взгляд, является приоритетным направлением. Государство заинтересовано не только в грамотных людях, а прежде всего в творчески мыслящих, с развитыми коммуникативными умениями, что поможет состояться им в любой сфере деятельности.
Как же заинтересовать учащихся? Учитель всегда может в привычном и обыденном найти что-то новое и увлекательное. Выполнение упражнений и работа с предложениями, «вырванными» из художественных текстов, не может вызвать подобный интерес. Но если мы обратимся к интернет-текстам, публицистическим текстам о знакомых учащимся людях, творческим текстам, созданным ими же самими, то результативность учебного процесса, несомненно, будет повышаться. Работа с текстами региональной направленности – творческий процесс и для самого учителя. Нестандартные креативные тексты не только позволяют развивать коммуникативные умения учащихся, но и формируют их мышление, мировоззрение, гражданскую позицию.
А знаете ли вы, где можно встретить маркшейдера? Если вас это заинтересовало, и станете искать ответ на этот вопрос, то и учащиеся не являются исключением из правил. А, возможно, вас заинтересует работа магазина «Лингвоопт»? В жизни есть много интересных вещей, только нужно уметь раскрыть их для окружающих. Творчество самого учителя, несомненно, способно увлечь учащегося и из пассивного слушателя превратить его в творческого знатока русского языка, любящего свой край, своих родных, способного развиваться и познавать новое.
Буланова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 27 города Витебска»
Педагогический стаж работы: 29 лет.
Тема по самообразованию: «Активные приёмы на уроках русского языка и литературы»
Учитель – мастер, виртуоз, он по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Для каждого этапа урока использую активные приёмы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Например, на первом этапе урока наиболее эффективно использовать: «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга», «Летающие имена», которые помогут начать урок, задать нужный ритм, создать позитивную атмосферу в классе и установить хороший контакт с обучающимися.
В начале урока создаю проблемную ситуацию, применяю «Мозговой штурм», использую игровые моменты с такими, например, приёмами как «Жокей и лошадь», «Шаг за шагом», «Вопросительные слова», «Орфографическое лото», «Игровая цель».
Организацию познавательной деятельности учащихся по усвоению новых знаний осуществляю, используя элементы игры и соревнования: «Зажги окна», «История из мешка», «Аукцион знаний», «Создай паспорт», «Броуновское движение»
Для того чтобы эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для плодотворной самостоятельной работы с новым материалом, помогут приёмы: «Инфо-угадайка», «Инфо – шотик», «Кластер», «Научный эксперимент», «Золотой ключик».
Для работы над темой урока можно применяю: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза». Для проведения дискуссии и принятия решений: «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Считаю, что огромное значение в учебном процессе приобретает рефлексия. Я использую такие организационные формы рефлексии: «Да!», «Телеграмма», «Незаконченное предложение», «Рюкзак», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Всё у меня в руках», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Синквейн», «Всё дело в шляпе».
Жук Елена Николаевна,
заместитель директора по учебной работе и по совместительству учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 7 г. Витебска»,
учитель высшей квалификационной категории.
Педагогический стаж 26 лет.
Тема по самообразованию «Проектирование уроков с метапредметными связями по русскому языку и литературе».
В образовательном процессе Елена Николаевна делает акцент на интерактивные групповые методы, её учебное занятие – это активная работа учащихся и педагога, который владеет острым чувством ответственности за качество урока, знаний, умений и навыков учащихся. При организации учебного занятия всегда учитывает факторы, влияющие на результативность образовательного процесса: мотивацию, познавательную активность и саморегуляцию. На уроках использует разноуровневый подход, направленный на развитие личности, раскрытие индивидуальных способностей каждого учащегося. Смена учебной деятельности, постоянная актуализация и усложнение изучаемого материала выводит учащихся на творческий уровень работы. При работе над учебным материалом использует приёмы исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности. Педагогом разработана система заданий при работе с текстом, способствующих развитию метапредметных умений на уроках русского языка.
В течение своей работы ежегодно проводит открытые уроки и воспитательные мероприятия, методические встречи с педагогами района, на протяжении 5 лет является руководителем районного методического объединения молодых педагогов. Её выступления отличаются глубиной, интересными примерами, личным взглядом на проблемы, владением современными методиками и передовыми идеями. Мероприятия всегда получали высокую оценку коллег.
По итогам работы по теме самообразования педагог подготовила отчет по обобщению педагогического опыта: «Сегодня с интенсивным развитием информационных технологий методы и приёмы подачи учебного материала существенно изменились. Печатный текст учебного пособия и информационные статьи в интернете являются ведущими средствами обучения, но современное учебное занятие подразумевает использование различных подходов при работе с текстами. В моей работе освещаются наиболее эффективные приемы работы с текстом, которые за небольшое время на уроке помогают добиться результативности, а само занятие превращают в увлекательное интересное событие».
Пушкарева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №7 г.Витебска»,
учитель высшей квалификационной категории.
Педагогический стаж - 26 лет
Тема по самообразованию «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в 5-7 классах как средство повышения мотивации учащихся»
Много лет проработав в школе, я пришла к выводу, что в сегодняшнем постоянно меняющемся мире каждый должен уметь учиться, потому что для достижения успеха в жизни нужно учиться всю жизнь. Коммуникативность, инициативность, креативный подход- это требование самой жизни. Поиск путей повышения мотивации к изучению предмета, активизация познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности - задача, которую должен решать каждый учитель.
Русский язык - предмет трудный и, как правило, у детей теряется интерес к его изучению. Более того, именно русский язык многие учащиеся выбирают при сдаче ЦТ, поэтому необходимо формировать прочные знания учащихся. На современном этапе дети увлечены компьютерными играми, мало читают, их речь слабо развита. Для поддержания интереса к предмету, для развития положительной мотивации необходима система эффективных уроков.Как помочь ученикам учиться, по собственной инициативе познавать красоту русского языка? Я считаю, что этому способствует использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка.
Актуальность представленного мною опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всестороннего изучения и применения их на уроках русского языка с целью повышения мотивации учащихся и повышения качества знаний.
Планируя организацию учебного процесса и методов, я всегда помнила, что мы запоминаем 20% того, что мы слышали, 40% того, что мы видели, 60% того, что мы видели + слышали, 80% того, что мы видели + слышали + то, что мы делали. Интерактивное обучение - это диалогическое обучение. На уроке происходит взаимодействие учителя и ученика. Особенность взаимодействия заключается в том, что происходит совместное погружение в проблемное поле, согласование выбора инструментов и методов при реализации этой задачи.
Такой метод работы позволяет внести индивидуальный вклад каждому участнику, происходит не только обмен знаниями и идеями, но и способами деятельности. На мой взгляд, практически каждый урок русского языка можно проводить с использованием интерактивных методов, продумав диалогическую основу (само- и взаимопроверка, помощь и взаимопомощь). На уроке при обмене мнениями нет неправильных ответов: учащиеся делятся своими наблюдениями и выводами и, как правило, каждый вносит свой вклад в общую казну, учащиеся записывают ключевые слова - и у каждого складывается краткий, точный план по теме урока.
Интерактивное обучение учитывает не только потребности учащегося, но и его личный опыт, целенаправленную корректировку знаний, а результат достигается благодаря сотрудничеству, самостоятельности и свободе выбора. Используя интерактивные методы на уроках языка, я помогаю учащимся приобретать знания через понимание, создавая атмосферу дружеского и открытого общения друг с другом и с учителем. Работая индивидуально, в парах или в группе, учащиеся приобретают навыки общения, необходимые для достижения успеха после окончания школы.
Основная педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка посредством использования интерактивных методов на традиционном уроке. Как показывает опыт последних трех лет моей работы, повышение внутренней мотивации происходит тогда, когда в классе создаются условия для творческой самореализации учащихся. Помогает в этом использование интерактивных методов. Создание ситуации успеха на уроке, возможность работать в разных группах, оригинальность заданий - все это нравится учащимся 5-7 классов, потому что это связано с их возрастом.
Как известно, мотив - это то, что вдохновляет, направляет человека к определенной деятельности. Несомненно, успешной является мотивация, которая побуждает учащихся предпринимать соответствующие действия, чтобы сознательно расширять и углублять свои знания, повышать свой культурный уровень. Внутренняя мотивация, независимая от внешних факторов, является важным условием успешного обучения.
Я стараюсь создавать условия для достижения устойчивого положительного результата в преподавании предмета. На основании приведенных примеров использования интерактивных методов на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
1. Интерактивные методы достаточно универсальны: их можно использовать на разных этапах урока.
2. Использование этих методов не требует подготовки большого количества наглядного материала.
3. С внедрением интерактивных методов создается атмосфера дружелюбия, формируется позитивная мотивация к обучению, мобилизуется творческий потенциал учащихся.
Успешное решение поставленных задач позволяет сделать выводы об эффективности использования интерактивных методов для повышения внутренней мотивации учащихся на уроках русского языка.
Шишакова Наталья Александровна
учитель русского языка и русской литературы ГУО «Средняя школа №2 г. Витебска»
учитель первой квалификационной категории.
Педагогический стаж 22 года.
Повышение коммуникативной компетенции будущего учителя русского языка приобретает особое значение в связи с тем, что педагогическая деятельность рассматривается как такой вид деятельности, в рамках которой общение становится категорией профессионально значимой.
Наталья Александровна считает, что эффективность процесса преподавания предмета «Русский язык и русская литература» во многом зависит от речевого аспекта, рассматриваемого как профессиональный инструмент при решении определенных методических задач.
В своей работе, Наталья Александровна успешно реализует триединство компонентов целеполагания коммуникации: содержание, структура речи, профессиональное сознание.
Наталья Александровна, в рамках образовательного процесса¸ формирует у учащихся знания о специфике речи в различных ситуациях, синхронизируя данный компонент с развитием компетенций учебно-научной коммуникации.
Эффективность формирования умений пользоваться речью в различных учебных ситуациях значительно повысили результативность ГУО «Средняя школа №2 г. Витебска» в разрезе олимпиадного движения, научно-исследовательской деятельности учащихся.