Эффективный педагогический опыт - основа качественного процесса образования

 

Кривенко Сергей Николаевич,

учитель географии высшей категории

ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска»

Стаж педагогической работы с 1997 года.

 

В работе с одаренными учащимися использую как элемент подготовки игру под названием «Надуваловка» (другие названия – «Завалинка», «Гамруль», «Обдуриловка»).

Игра придумана петербургской командой знатоков «Самсон». Можно играть индивидуально, парами или небольшими командами.

Ведущий зачитывает участникам (или раздает на заранее подготовленных листочках) несколько заведомо незнакомых слов (желательно, чтобы количество слов совпадало с количеством играющих команд). Каждый пытается дать им правдоподобные версии-определения, записывает их на листок и сдает ведущему. Собрав и смешав все полученные варианты ответа, ведущий последовательно зачитывает вслух все версии ответа одного слова, произвольно вставляя правильное определение. После этого наступает черед участников выбрать правильное, на их взгляд, определение, о чем они сообщают ведущему на других бланках. В случае правильного ответа команда получает 2 очка, в случае неправильного ответа не получает ничего. Дополнительно каждой команде начисляется по очку за то, что ее версию выбрал кто-либо из противников. Побеждает тот участник, кто набрал больше очков. В случае равенства приоритет дается команде, давшей больше правильных ответов.

Результаты можно подводит в трех номинациях: общий победитель (набравший наибольшее количество очков), лучший знаток или умник (давший наибольшее количесвто правильных ответов)  и лучший выдумщик или обманщик (в чьи варианты поверило больше всего участников).

Примеры слов:

  • Аллохтон (allochthone)  - блок горных пород, перемещенный по пологой, иногда волнистой поверхности от места своего первоначального залегания на расстояние от нескольких до многих десятков км.
  • Апвеллинг (upwelling) - подъем холодных вод в области шельфа и материкового склона, сопровождающийся интенсивным развитием диатомового планктона.
  • Афтершок (aftershock) - затухающие сейсмические колебания (толчки), проявляющиеся после сильных толчков при землетрясении.
  • Адыры  (тюрк.),– холмисто-увалистые низкие предгорья или изолированные возвышенности с плоскими и сильно расчлененными сухими долинами и оврагами (иногда до состояния бедленда) склонами.
  • Бечевник - узкая полоса вдоль берега реки. Используется для провода лодки, баржи с помощью бечевы, то есть буксировкой с берега.

Колобнёва Лилия Ивановна,

учитель географии и биологии высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 17 г. Витебска».

Педагогический стаж  21 год

 

Тема по самообразованию: «Формирование картографической грамотности на уроках географии (на примере изучения темы «гидросфера» в 6 классе)»

 

 

 

 

Одной из важнейших задач школьного географического образования является формирование картографической компетенции – «способности к ориентации в пространстве (топографическая ориентация, чтение карт, ориентация в пространстве и географическое пространственное восприятие) выходящая за рамки владения базовыми топографическими знаниями и служащая основанием для дальнейшего развития географических компетенций». Поэтому работа в этом направлении мне представляется чрезвычайно важным направлением в организации образовательного процесса по изучению предметной области «География».

Карта прочно вошла в жизнь любого современного человека. Без географических карт невозможно представить себе изучение географии, они всегда были и остаются важнейшим источником знаний. С ней мы встречаемся практически повсюду: в газетах, журналах, на экранах телевизоров, в компьютерных играх и развлекательных шоу-программах.

География, формируя представления о пространственно-временном характере явлений, процессов, развивает комплексное географическое мышление, учит современных учащихся читать карту (т.е. по сочетаниям условных обозначений, их пространственным комбинациям представлять реальную местность, воссоздавать по карте географическую действительность). Поэтому важнейшей составной частью процесса обучения географии является формирование картографической грамотности учащихся. Понятие картографическая грамотность – весьма многогранное:

- с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами;

- карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории;

- карта позволяет обучить важнейшим умениям, связанным с освоением географического образования: сравнивать, анализировать, давать характеристики, выявлять важнейшие особенности, приводить примеры;

- карта наполняет интересными фактами содержание изучаемого материала.

Потатурко Елена Евгеньевна

Учитель трудового обучения, черчения

и изобразительного искусства

ГУО «Средняя школа №27 г. Витебска»

Педагогический стаж работы 31 год

Учитель высшей квалификационной категории

 

Я являюсь руководителем районного методического объединения учителей трудового обучения (обслуживающего труда) Железнодорожного района г. Витебска.

         В 2010 году составила программу факультативного курса «Вышивка гладью» для учащихся 7-8 классов, которая была утверждена Министерством образования Республики Беларусь.

Постоянно учусь чему-то новому. Мне всё интересно. И как человеку, умеющему работать руками, мне хочется это делать самой. Чтобы научиться выполнять рукодельные работы надо только захотеть. И нашим компьютерным учащимся тоже интересно рукодельничать, а, чтобы научиться – надо их заинтересовать. А заинтересовать можно только собственным примером.

         Стремлюсь заложить фундамент красоты, порядочности и аккуратности для того, чтобы в будущем моим ученицам было из чего строить уют в своём доме. И всё, что не выходит из-под кисти или иголки девушки - раскрывает ту или иную сторону её души. Я стараюсь сделать её гармоничной.

 

Гордеева Марина Владимировна

 

Учитель обслуживающего труда

ГУО «Средняя школа №9 Витебска»

Стаж работы - 16 лет

 

                                              В каждом человеке есть солнце,

                                              Только дайте ему светить!

                                                                                                                      Сократ

    

     В своей работе я опираюсь на три понятия: надо – трудно – интересно.

     Проблемное обучение использую как движущую силу учебного познания. 

Стремясь перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения, элементы проблемного обучения применяю на каждом занятии и на всех его этапах (например, приемы «Открытые вопросы»,  «Собственное мнение»,  «Неожиданное решение», «Проблемный вопрос» и другие).

      Для формирования творческих способностей учащихся на уроках широко  применяю методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды и ребусы и др.

     Особое место в моей преподавательской деятельности занимает технология развития критического мышления.  Активно применяю на уроках приемы этой технологии: «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Логические цепочки», «Фишбоун» и другие.

     Организую проектную деятельность, где учащиеся  учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражать свои чувства в творческих работах.    В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.                      

     Увлекаюсь изготовлением кукол ручной работы. Кукол своими руками делаю из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Собрала в свою копилку подробные мастер - классы, выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секреты по изготовлению различных кукол: интерьерных кукол, Тильд, вальдорфских кукол, кукл-оберегов, обрядовых кукол и других.

      Осваиваю бумагопластику – технику создания рельефных и объемных изделий из бумаги. Владею приёмами работы в технике квиллинг, методикой поэтапного изготовления различных композиций из цветных бумажных полос, а также приемами работы в техниках киригами и модульное оригами. Считаю, что этот вид творчества приносит творческую радость, открывает мир фантазии и красоты.

 

Жбанкова Кацярына Аляксандраўна,

настаўнік беларускай мовы і літаратуры першай кваліфікацыйнай катэгорыі

ДУА “Гімназія №4 г.Віцебска”

Педагагічны стаж: 16 год

Тэма па самаадукацыі: "Лінгвакультуралагічны падыход для развіцця камунікатыўных навыкаў вучняў"

 

Формы, метады, сродкі навучання на ўроках беларускай мовы пры выкарыстанні лінгвакультуралагічнага падыходу накіраваны на фарміраванне камунікатыўнай кампетэнцыі. Цэнтральным аб’ектам увагі пры гэтым з’яўляюцца культурна афарбаваныя моўныя адзінкі: назвы прадметаў і з’яў традыцыйнага беларускага побыту, фразеалагізмы, прыказкі, прымаўкі, прыкметы, сімвалы нацыянальнай культуры, тэксты як адзінкі культуры.

Для таго каб пісьменна выказацца, вучань павінен правільна выкарыстоўваць словы ў тым значэнні, якое патрабуе кантэкст. На маю думку, развіццё камунікатыўнай кампетэнцыі ажыццяўляецца шляхам выпрацоўкі ў вучняў неабходных навыкаў і ўменняў ва ўсіх відах маўленчай дзейнасці: чытанні, маўленні, успрыманні мовы на слых, пісьме. Нават асобнае слова нашай мовы нясе ў сабе пэўную інфармацыю: пра гісторыю народа, пра традыцыі і мудрасць. Таму з 5 класа звяртаю ўвагу на апрацоўку навыку правільна карыстацца словам для перадачы думак. А лепш за ўсё выпрацоўваць гэта ў кантэксце нацыянальнай культуры. Для таго каб папоўніць слоўнікавы запас вучняў і сфарміраваць навык правільнага выкарыстання слова, прапаную дзецям вызначыць лексічнае значэнне слова, скласці словазлучэнне з пэўнымі словамі, падабраць сінонімы, абгрунтаваць ўжыванне ў сказе таго ці іншага слова, вызначыць апорныя словы ў тэксце, супаставіць словы ў рускай і беларускай мовах. Пастаянна выкарыстоўваю на ўроках звесткі з беларускага народнага календара. Прапаную вучням знаёмства з культурнымі сімваламі беларускага народа, напрыклад, валошка-сімвал духоўнасці, вянок – сімвал кахання і шлюбу, парог-мяжа паміж хатай і навакольным светам. Гэты матэрыял выкарыстоўваю пры вывучэнні слоў у прамым і пераносным значэнні, фразеалагізмаў, пры вывучэнні розных часцін мовы.

Найважнейшую ролю мае работа з тэкстам. Ён з’яўляецца крыніцай інтэлектуальнага і маральнага развіцця вучняў. Падбіраю тэксты, у якіх падаюцца культуралагічныя звесткі, што маюць на мэце выклікаць цікавасць да пэўнай з’явы, прадмета, прыметы, а таксама даюць магчымасць адлюстраваць паходжанне і семантыку нацыянальна маркіраваных моўных адзінак. Тут выкарыстоўваю матэрыял і пра розныя святы і традыцыі. Цудоўным набыткам для ўрокаў з’яўляюцца творы У.Караткевіча. Прапаную вучням тэкст, прашу знайсці адпаведную часціну мовы, патлумачыць незразумелыя словы, вызначыць словазлучэнні з гэтай часцінай мовы, скласці свае сказы з прапанаванымі словамі.

На ўроках мовы выкарыстоўваю мясцовы краязнаўчы матэрыял, які таксама садзейнічае развіццю ўменняў і навыкаў пісьменна выказвацца, абапіраючыся на здабыткі культуры і гісторыі малой радзімы.


Цiмошчанка Нiна Барысаўна,

настаўнiк беларускай мовы и лiтаратуры вышэйшай квалiфiкацыйнай катэгорыi  ДУА «Сярэдняя школа №21 г.Вiцебска iмя Героя Савецкага Саюза В.А.Дзямiдава»

Педагагiчны стаж 34 гады

 

Тэма па самаадукацыi: ”Выкарыстанне эфектыўных метадаў як сродак актывізацыі ўнутранай матывацыі  вучняў на ўроках  беларускай мовы”

 

 

Сёння настаўнік, рашаючы задачу якасці навучання, стварэння ўмоў для развіцця і самаразвіцця асобы, павінен асобую ўвагу надзяляць матывацыі навучання. Таму галоўнай задачай у сваёй рабоце лічу, каб вучні не толькі набывалі моцныя базавыя веды, але і авалодвалі механізмамі рэгулявання асабістай дзейнасці ў пошуку і прымяненні ведаў. На маю думку, актывізацыя вучэбна-пазнавальнай дзейнасці вучняў можа вырашацца шляхам замены малаэфектыўных славесных сродкаў перадачы ведаў на асобасна арыентаваныя метады.

        Пры выбары метадаў у рабоце кіруюся зместам матэрыялу, дыдактычнымі мэтамі, узроставымі і індывідуальнымі асаблівасцямі, матэрыяльна-тэхнічнай базай. Правільна-абраныя метады фарміруюць пабуджальныя сілы вучняў да навучання, дапамагаюць ствараць пазнавальную цікавасць да ўрока, дапамагаюць хутчэй і якасней засвоіць вучэбны матэрыял.

Паспрабую паказаць некаторыя эфектыўныя, на мой погляд, метады і формы працы, якія дапамагаюць мне ў рабоце з дзецьмі на розных этапах дзейнасці:

Метад «Апора на схемы», алгарытмы. Апорныя схемы дазваляюць лягчэй зразумець і запомніць вывучаемае правіла Вось па-гэтаму я сістэматычна іх выкарыстоўваю на ўроках беларускай мовы. Яркія і акуратна аформленыя, яны выклікаюць цікавасць у вучняў, актывізуюць іх увагу, дапамагаюць запамінаць складаны матэрыял. Выкарыстанне апорных схем на ўроках лічу важным момантам у сваёй працы. Сістэматычнае і мэтанакіраванае выкарыстанне апорных схем на ўроках беларускай мовы здольна не толькі закласці пэўны ўзровень ведаў, але і добра развівае памяць, мысленне, увагу. Схема прыцягвае прастатой складання і прастатой прымянення, паколькі знаёміць з ёй вучняў можна з дапамогай класнай дошкі, камп’ютара, інтэрактыўнай дошкі, а для гэтага не трэба спецыяльнага часу, як на выраб некаторых іншых дапаможнікаў. Мае вучні працуюць са схемай на розных этапах навучання: пры ўводзе новага паняцця, знаёмстве з арфаграфічным правілам, пры адпрацоўцы, замацаванні і паўтарэнні навучальнага матэрыялу.

          Ужо з пятага класа патрабую, каб вучні заводзілі агульныя сшыткі. У такіх сшытках і змяшчаюцца схемы, у якіх захаваны тэарэтычныя звесткі. Схема аддалена нагадвае алгарытм, але ў адрозненні ад яго ўяўляе сабой вельмі спрошчаны, лаканічны запіс, які нават пяцікласнікі, якія не ўмеюць пісаць хутка, перапішуць за дзве-тры хвіліны. Пры выкананні трэніровачных заданняў дома і ў класе вучні па меры неабходнасці звяртаюцца да схемы. Вельмі часта патрабую ад вучняў самастойна скласці схемы.  Сістэматычная праца са схемамі, складанне іх пры непасрэдным удзеле саміх вучняў прыводзіць да таго, што на пэўным этапе навучання яны ўжо могуць самастойна, абапіраючыся на схемы, выканаць тое ці іншае моўнае заданне. Спачатку з такім заданнем спраўляюцца толькі моцныя вучні, затым ініцыятыву праяўляюць і больш слабыя.

Праца па алгарытме дазваляе павысіць якасць ведаў і ступень навучальнасці.

Праца па складанні алгарытму самімі вучнямі спрыяе развіццю мыслення, творчай думкі, павышэнню навучальнай матывацыі. Выкарыстоўваць алгарытмы, апорныя схемы мэтазгодна ва ўсіх класах пры навучанні мовы.

Метад «Кошык ідэй і паняццяў» выкарыстоўваю на ўроках мовы ў 5 класе з мэтай актуалізацыі ведаў.  Малюю на дошцы абрысы звычайнага кошыка, у які ў час эўрыстычнай гутаркі сцісла ўпісваю крэйдай усё, што ведаюць і скажуць вучні. Могуць гэта зрабіць і самі вучні пасля самастойнага чытання параграфа. Далей я і вучні аналізуем «кошык ведаў».

       Выкарыстанне ў маёй педагагічнай дзейнасці прадстаўленага вопыту дазваляе сфарміраваць у вучняў устойлівую ўнутраную матывацыю да вучэбнай дзейнасці, што, безумоўна, заахвочвае школьнікаў да свядомага пашырэння і паглыблення сваіх ведаў, павышэння свайго культурнага ўзроўня.

Автор: Белан Д. В.

 Муханова  Алла Вацлавовна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска»

Педагогический стаж: 32 года

Тема по самообразованию: Использование тестовых заданий на уроках «Биологии»

Существенной и обязательной частью процесса обучения  является контроль знаний учащихся с последующей коррекцией проблемных зон. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений. В этих условиях одним из методов проверки знаний, умений и навыков я использую тестирование. Применение тестов дает возможность учителю сравнивать умения учащихся на начальном этапе освоения темы, в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений,  организовать целенаправленную развивающе - коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели. Когда учитель приступает к работе в новом классе, в котором предмет до него вели другие учителя, использование тестов, подготовленных специально, позволяет выявить уровня знаний и умений учащихся для планирования дальнейшей работы. Подбор тестов осуществлен для детей по всем темам с разной теоретической подготовкой (в том числе для высокомотивированных детей) и по всем возрастным категориям (7-11 классы), что способствует повторению и обобщению изученного учебного материала, его углублению и закреплению, приучает школьников к повседневному систематическому труду. В конце учебного   года традиционно проводятся для учащихся в игровой форме обобщающее - контрольные занятия, где используются все виды тестовых заданий. При этом максимально применяются ЭСО.

 

Шока Андрей Юзефович,

учитель  высшей квалификационной  категории ГУО «Гимназия №2 г.Витебска»,

стаж работы с 2001года

 

Тема самообразования: «Использование информационных технологий для подготовки учащихся к ЦТ»

 

    Для  подготовки к централизованному тестированию учащихся  я активно использую приемы информационных технологий, особенно в ходе проведения дополнительных занятий по химии для личностно-ориентированного развития всех участников образовательного процесса. Такая форма подачи тестового материала РИКЗ в электронной форме на занятиях  соответствует следующим требованиям и является:

    предметом и доступным, универсальным, многократно копируемым средством обучения;

    инструментом автоматизации учебной деятельности;

    средством общения с учащимися при подготовке к централизованному тестированию  и получения востребованной информации;

    средством воспитания учащихся, мотивированных на подготовку к централизованному тестированию;

    средством интеграции и практического применения различных областей научных знаний на централизованном тестировании.

 На начальном этапе работы с учащимися большинство из них не способны преодолеть установленные барьеры по химии и биологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми на  централизованном тестировании, тем более набрать конкурентоспособные баллы для участия в конкурсе.  Эффективная работа на дополнительных занятиях с применением  информационных технологий, тщательный разбор вариантов заданий РИКЗ прошлых вступительных кампаний, самостоятельная работа учащихся способствуют тому, что все учащиеся  набирают 60-90 баллов из 100 возможных по предметам, что позволяет им поступить как на бюджетную, так и на платную форму обучения в ВУЗах. Учебные занятия на платной основе по химии в гимназии являются только одной из форм организации образовательного процесса по подготовке к централизованному тестированию.

Комиссарова Галина  Петровна,

заведующий ГУО «Ясли-сад №63 г. Витебска», педагогический стаж 21 год

 

Я часто слышу от своих коллег вопрос: «Почему заведующий ясли-сада работает с детьми? Ведь наша стихия – это управленческая деятельность». Действительно, заведующих все чаще называют «хозяйственниками» и с этим я категорически не согласна. Заведующий – учитель учителей, который может на собственном примере показать особенности той или иной деятельности с детьми, и этот урок будет более действенным, нежели изучение методики по книгам.

 Я, как педагог с большим стажем, люблю заниматься исследовательской работой с детьми, ведь дети задают порой такие вопросы, что я вместе с ними с головой окунаюсь в предмет исследования.

Занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, я делаю маленький шаг в будущее наших воспитанников, созидая творческие личности, способные реализовывать новые идеи,  даю им возможность не только узнать  новую информацию, но и творчески переработав ее, применить в современной жизни. Исследовательские умения и навыки, полученные детьми в процессе данной работы, переносятся в другие виды деятельности и способствуют успешному обучению в начальной школе. Работы наших воспитанников «Секрет бабушкиного сундука», «Для чего человек изобрел снегоступы?»  награждены дипломами победителей заключительного этапа республиканского конкурса «Я – исследователь».

Изучайте мир вместе с детьми – это весело и интересно!

 

 

 

          Середенко Светлана Алексеевна,

Педагог-психолог первой квалификационной категории ГУО «Ясли-сад №105 г. Витебска»

Педагогический стаж 35 лет.

Тема по самообразованию: «Работа творческой детско-родительской мастерской в ГУО «Ясли-сад №105 г. Витебска»

Каждому человеку хочется, чтобы окружающие были в состоянии понять и принять его таким, какой он есть, чтобы не ломали его личность, а могли поддержать и помочь ее развитию.

Как понять своего ребенка? Как научить быть терпимее к его шалостям? Многие родители задают эти и подобные вопросы себе и знакомым. Ограничиваться пропагандой психологических и педагогических знаний, когда родители выступают только в качестве  ее пассивных адресатов, сегодня нельзя. Именно поэтому одной из основных форм постоянных контактов с семьями наших воспитанников стала творческая детско-родительская мастерская «Понять. Принять. Поддержать». Организация занятий в мастерской довольной трудоемкий, но очень интересный процесс.

Творческая мастерская – это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные проблемы. Такие встречи в нашем детском саду отличаются практической направленностью, когда участниками дискуссий и диалогов становятся сами родители. Они советуются, спорят, совместными усилиями ищут выход из сложившейся ситуации. Задача педагога-психолога тактично направлять и поддерживать беседу в нужном направлении. С целью закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх и этюдах, связанных с решением волнующих вопросов. Тематика встреч выбирается с учетом особенностей и потребностей семей, исходя из проблем, которые возникают по ходу образовательного процесса. В соответствии с программой в каждой возрастной группе предусматривается восемь встреч продолжительность до одного часа.

По отзывам участников, работа в мастерской помогает открыть для себя и в себе что-то новое, увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми. Совместная работа помогает раскрыть потенциальные творческие возможности не только детей, но и родителей.

 

Болотникова Анжела Евгеньевна,

воспитатель высшей квалификационной категории ГУО «Ясли-сад №105 г. Витебска»

Педагогический стаж 31 год

Тема по самообразованию: Использование светового стола на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»

 

Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? «Математика всегда… остается для детей трудной работой» - так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Дети дошкольного возраста ещё не знают об этом. Моя задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

В условиях развития вариативности дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы учреждений дошкольного образования новых методик, технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. С 2019 года на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления» стала использовать световой стол и песочные планшеты.

Перенос традиционных педагогических знаний в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, усвоение материала происходит быстрее,  повышается уровень познавательных возможностей. Кроме того, игры с песком помогают детям дошкольного возраста не бояться совершать ошибки. В работе с песком все проще:  если ты сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала.

В результате использования на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления» специальных игровых заданий с песком, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор воспитанников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические представления в повседневной жизни.

 

Иванова Елена Валерьевна

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №7 г. Витебска», квалификационная категория – первая,

стаж работы – 19 лет.

Тема по самообразованию:

«Использование адаптивных игр в работе учителя-дефектолога в ПКПП»

Я – учитель-дефектолог. Мои ученики – это особенные дети. Главная задача человека, выбравшего профессию дефектолога, обучать и развивать «особенного» ребёнка, помочь ему адаптироваться в социальной, бытовой, профессиональной и других сферах.

Каждый день прихожу на работу и чувствую огромную ответственность за будущее каждого своего учащегося. Это очень трудная, но благородная работа. Учить детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), видеть и радоваться даже небольшим их достижениям, именно в этом и заключается моё призвание. Всю свою любовь, доброту и заботу я отдаю и буду отдавать детям.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот учащийся с ОПФР, все эти качества автоматически умножаются на два. Есть у Фёдора Достоевского такие слова: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Поразмыслив, я поняла, что легко полюбить прилежного ребёнка, который горит желанием учиться. Но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «чёрненьких». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Несмотря на то, что у всех ребят нарушения устной и письменной речи, но они все разные, каждый из них неповторим, каждому требуется особенный подход с учетом его способностей. Главное в моей работе – это вера в ребёнка, принятие его, таким, какой он есть и оказание ему коррекционной помощи.Конечно, ничто так не влияет на профессионализм, как самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий особенно актуален в наше время.Коррекционная работа с детьми с ОПФР предполагает использование специальных и адаптированных игр (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать игры в систему обучения каждого учащегося, формируя мотивацию и создавая психологический комфорт, а также предоставляя учащемуся свободу выбора форм и средств деятельности.

Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письменной речи, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, включённые в занятие адаптированные игры («Рыбаки», «Фасовщик», «Читаю с Электроником» и др.) частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Я используютакие игрыдля развития и коррекции фонематических процессов. Для выделения первого и последнего звука в слове отлично подойдет дидактическая игра «Рыбаки». Для нее понадобятся детская «удочка» с магнитом на веревочке, и несколько картинок, с приклеенными к ним скрепками. По очереди дети «ловят» картинки, а затем произносят первый и последний звуки слова, изображенного на «выловленной» картинке. Чтобы научить младших школьников определять место звука в слове, можно использовать дидактическую игру «Фасовщик». Ребенок должен «расфасовать» предложенные картинки по трем коробкам с нарисованными на них схемами. Схемы состоят из квадратиков, означающих звуки в слове: первая – с закрашенным первым квадратом (первый звук), вторая – с закрашенным вторым квадратом (второй звук) и т. д. На первых этапах можно ограничиться словами, состоящими из трех звуков и тремя коробками. Формирование фонематического восприятия у младших школьников играет значимую важную роль в вопросе их успешного обучения в школе и психофизическом развитии вообще. В ходе организации такой работы следует использовать разнообразные дидактические игры, так как именно их применение дает наилучшие результаты. Выполнение заданий сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев (удочка), что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере проговаривания, нахождения букв, слогов, слов, фраз ребёнок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Поиски и находки, эксперименты и открытия продолжаются и по сей день. Мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в жизни детей. Надо придумывать, творить, изучать, решать, трудиться вместе, сообща. В арсенале педагога множество разработанных инновационных техник и методик обучения. Но для себя я вывела формулу эффективной педагогической технологии: мотивация-сотворчество-общение.

 

Казачкова Оксана Дмитриевна,

учитель-дефектолог высшей квалифакационной категории ГУО «Ясли-сад №105 г. Витебска»

Педагогический стаж 19 лет

      

Тема по самообразованию: «Использование метода мозжечковой стимуляции  в развитии речи детей дошкольного возраста»

 

      Проблема нарушений речи у детей  становится все актуальнее с каждым годом. В связи с чем, я всегда нахожусь в поиске эффективных методов и приемов в работе с воспитанниками.  Одним из новейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. После знакомства с нейропсихологией на курсах повышения квалификации в УО «Академии последипломного образования   г. Минска» в моей практике изменился подход к решению речевых проблем детей.

Все мы знаем, что мозжечок – отдел головного мозга, отвечающий за равновесие и координацию движений. Но в последние десятилетия ученые пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему. В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже эмоциональному развитию ребенка.

С 2020 г. в коррекционно-развивающей работе с детьми стала активно использовать мозжечковую стимуляцию, которая представляет собой систему физических упражнений, направленных на совершенствование функций  мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи. Хороший результат наблюдался мною после использования балансировочных дисков - это занимательные и эффективные тренажеры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача ребенка – как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности при этом выполняя задания учителя-дефектолога.

В результате использования метода мозжечковой стимуляции у детей наблюдалось:

  • улучшение понимания, внимания;
  • улучшение зрительно-моторной координации;
  • улучшение графо-моторных функций;
  • повышение общего уровня интеллекта;
  • быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).
 

Кутняшенко Тамара Олеговна

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории ГУО «Средняя школа №8 г. Витебска имени А.М. Испенкова».

Педагогический стаж работы 25 лет, стаж работы в должности учителя-дефектолога 19 лет.

Приоритетное направление работы: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.

В рамках работы по самообразованию по теме «Информационно-коммуникационные технологии в обучении учащихся с речевыми нарушениями» в сотрудничестве с авторским коллективом учителей государственных учреждений образования отдела по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Витебскабыл разработан проект «Интерактивные тренажеры по развитию познавательных процессов». Данный проект занял 2 место в областном конкурсе проектов «Компьютер в специальном образовании».

По данной теме по самообразованию мной был обобщен опыт работы по теме: «Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возрастачерез использование информационно-коммуникационных технологий».

В данный момент мною ведется работа над темой по самообразованию «Нейропсихологический подход к коррекции дисграфии и дислексии».

Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению.

В связи с этим,  мое профессиональное кредо звучит так:

«Не принуждай, а заинтересуй, будь терпелив, внимателен, дружелюбен; не упрекай, а одобряй и верь в способности каждого ребенка».

Считаю, что каждое занятие должно доставлять ребенку не только пользу, но и радость. Делаю все для того, чтобы КАЖДЫЙ ребенок занимался с удовольствием.

Именно на создание интересного для детей обучения и направлено все мое педагогическое творчество, все знания в области коррекции и развития детей.

 

Иванова Татьяна Сергеевна

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории ГУО «Средняя школа №8 г. Витебска имени А.М. Испенкова».

Педагогический стаж 18 лет.

Тема самообразования «Развитие внимания у младших школьников                   с трудностями в обучении».

 

 

Работа с детьми с нарушением развития (задержка психического развития (трудности в обучении), нарушение интеллекта, тяжелые нарушения речи, слабослышащие). Владение современными методиками обучения детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку.Участие в районных и городских методических объединениях учителей-дефектологов интегрированного обучения и воспитания.

Колпакова Елена Александровна

   Учитель высшей квалификационной   категории ГУО «Гимназия №2 г.Витебска»,   педагогический стаж 15 лет

Тема по самообразованию  «Развитие языковой компетенции учащихся гимназий II и III ступеней обучения посредством использования исследовательских методов на уроках английского языка»

 

 

Исследовательская деятельность являются одной из наиболее эффективных обучающих и развивающих инновационных технологий.

 Данный вид деятельности занимает одно из ведущих мест в учебном процессе и предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:развитие творческих способностей, формирование аналитического и критического мышления, воспитание целеустремлённости и системности, самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

 Актуальность данной темы состоит в том, что именно самостоятельная учебно–исследовательская деятельность учащихся рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует самореализации и повышению личностного статуса учащегося в глазах своих одноклассников и учителей. Исследовательская деятельность позволяет развить и оценить как предметные умения учащихся, так и метапредметные.   Результатом на II и III этапах обучения могут считаться различные образовательные продукты: доклады, эссе, дебаты, разработка игр и проектов, участие в различных конкурсах и олимпиадах.

В своей деятельности я использую следующие этапы исследовательского подхода: объяснение (сonfirmation inquiry), организованное исследование (structured inquiry), управляемое исследование (guided inquiry), открытое, свободное исследование (open inquiry). С точки зрения обучающегося, исследовательский подход строится вокруг открытого вопроса или задачи. Учащиеся должны решать её через рассуждения. Опираясь на факты, используя творческие способности и критическое мышление, они должны прийти к выводу, который потом могут представить и защитить. С точки зрения учителя, исследовательский подход ставит перед собой цель помочь учащемуся выйти за рамки любопытства в область критического мышления и понимания.

Таким образом, исследовательский подход сможет вывести учащихся на новый уровень осознанности в усвоении знаний. Он даёт им дополнительную мотивацию, но это требует от учителя владения стратегиями исследовательской деятельности, понимания, как строится учебный процесс, как управлять познанием таким образом, чтобы учащиеся видели преимущества, ценность происходящего в классе.

 

Свиридович Нина Леонидовна

 

Учитель немецкого языка высшей  квалификационной категории ГУО «Гимназия №4 г.Витебска»,

педагогический стаж 24 года

 

Знания иностранного языка в современном мире – это одна из составляющих образованного человека и высококлассного специалиста. Несмотря на это вовлечь обучающихся в изучение иностранного язык порой бывает не так легко. Именно практическая направленность изучения немецкого языка помогает в моей работе.

Обучающиеся ГУО «Гимназия №4 г.Витебска» с 2015/2016 учебного года имеют право сдавать экзамен по немецкому языку на получения диплома Iуровня (В1). Наше учреждение образования является одним из немногих в республике, которые успешно реализовывают страновой проект.

Поэтому уроки строятся на основе использования современных методик и технологий. Особую актуальность получают проектное и личностно-ориентированное обучение при дифференцированном подходе к разным видам речевой деятельности.

Именно практический подход к обучению иностранного языка лежит в основе всех уроков. Обучающиеся оказываются в речевых ситуациях, подобных живому общению, должны решать множество коммуникативных задач, что готовит их к практическому владению немецким языком.

Обучающиеся готовы высказывать свои мнения и отношения к изучаемым проблемам. Цель учителя – создание ситуации успеха для каждого из обучающихся.

Благодаря совместным усилиям учителя и обучающихся ежегодно улучшаются результаты сданного экзамена на получение немецкого языкового диплома уровня В1. Многие выбирают немецкий язык в качестве своей будущей профессии или для сдачи ЦТ для поступления в ВУЗ.

Обучающиеся успешно выступают на научно-практических конференциях и участвуют в олимпиадах.

Нина Леонидовна ежегодно делится своим опытом работы с коллегами из области на курсах повышения квалификации, проводимых ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования».Слушателям курсов представляется эффективный опыт собственной педагогической деятельности в реализации пилотного проекта «Диплом немецкого языка на уровне А2 (DSD-А2) и В1 (DSD-1)».

 

 Атрахимович Иван Иосифович,  учитель  английского языка  высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа  №21 г. Витебска имени Героя Советского Союза В.А.Демидова»

Педагогический стаж – 10 лет

 

Тема по самообразованию: «Развитие навыков говорения учащихся на учебных занятиях по английскому языку посредством лингвострановедческого материала»

 

 

На протяжении нескольких лет я пытался найти ответ на актуальный вопрос: «Как построить учебный процесс таким образом, чтобы формирование коммуникативной компетенции моих учащихся проходило наиболее эффективно?»  Изучив опыт выдающихся учёных-методистов Н.И. Гез, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Роговой и др., занимавшихся проблемами обучения говорению как виду речевой деятельности, я решил определить возможности использования материалов лингвострановедческого характера на учебных занятиях по английскому языку при обучении говорению. При построении учебных занятий я ориентируюсь на современную жизнь страны, на учебный материал, отражающий типичные явления культуры, сопоставление характерных явлений или понятий иноязычной культуры с соответствующими элементами своей страны.

Тексты, содержащие лингвострановедческий материал, должны отвечать нормам, принятым носителями языка: 1) соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках; 2) являться образцом для развития навыков говорения; 3) содержать новую и интересную для учащихся информацию; 4) быть представлен разными видами речевой деятельности; 5) содержать естественные ситуации общения и обстоятельства; 6) вызывать ответный эмоциональный отклик у обучающихся; 7) иметь воспитательную ценность.

В процессе обучения иностранному языку я использую аутентичные и учебно-аутентичные материалы, представляющие собой естественное речевое произведение, позволяющее с большей эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, имитировать погружение в естественную речевую среду на учебных занятиях по иностранному языку.

Обучение говорению (монологической и диалогической речи)  осуществляю в процессе работы с печатным текстом-образцом и с использованием аудиотекста (образца устного монологического высказывания). В процессе работы я прибегаю к одной и той же схеме заданий, однако при работе с аудиотекстом необходимо учитывать отсутствие зрительных опор.

Работу по обучению говорению я осуществляю в 5 этапов:

1. Подготовительный этап (ответы на вопросы, направляющие учащихся на тему учебного занятия; знакомство учащихся с лексическими единицами и грамматическими конструкциями, которые могут встретиться при чтении или восприятии речи на слух, выполнение упражнений на снятие лингвистических трудностей).

2.   Текстовый этап (работа по изучению текста, его языкового материала, поиск в тексте лингвострановедческого материала, т.е. всего, что учащиеся смогут в дальнейшем использовать в монологических/диалогических высказываниях, которые они будут составлять). На данном этапе я предлагаю учащимся определить и назвать тему и главную идею прочитанного текста;  найти в нём интересные факты; подчеркнуть ключевые слова и словосочетания, для передачи его основного содержания и т.д. Одной из главных задач этого этапа является пробуждение интереса учащихся для усиления мотивации.

3.   Работа в группах. Учащиеся делятся на две группы. Группы знакомятся с дополнительной информацией по теме исходного текста. Каждой группе я предлагаю разные тексты, в которых содержится более детальная информация. Учащиеся анализируют её, чтобы затем преподнести остальным учащимся.

На данном этапе учащиеся выделяют элементы, которые несут ключевую информацию, оценивают важность информации в каждом предложении абзаца;

выписывают основные имена (географические названия, описания); обобщают содержание абзаца с помощью обобщающего выражения (фразы). Данный этап способствует формированию у учащихся навыков анализировать материал, выделять главную и второстепенную информацию, определять важность материала и оперировать информацией при общении.

4. Интервью. Учащиеся первой группы берут интервью у учащихся второй группы. Задача учащихся, которые берут интервью, заключается в том, чтобы задать как можно больше грамматически верно составленных вопросов. При этом учащийся-интервьюер фиксирует ответы интервьюируемого. После того, как учащийся-интервьюер задал все вопросы и зафиксировал ответы интервьюируемого, учащиеся меняются ролями. На данном этапе учащиеся учатся слушать и реагировать на реплики собеседника.

5.   Заключительный этап. Учащиеся подводят итоги общения, передают содержание прочитанной и услышанной от одноклассников информации. Ключевым моментом является выполнение мотивированных личностно окрашенных заданий по новой ситуации (составьте план своего высказывания по теме, найдите дополнительную информацию по теме из других источников, составьте микроописание по серии картинок, используя изученный материал, подготовьте развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определённой ситуации общения и т.д.).

В заключение я предлагаю учащимся инсценировать отдельные диалоги и монологи, создать проект или составить диалог на похожую тему, сочинить продолжение истории и т.д.

Учащиеся успешно освоили алгоритм работы и основные способы познавательной деятельности в данном режиме, о чём свидетельствует повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся. При изучении различных аспектов иностранного языка они научились выделять ключевые слова, находить в тексте главную и второстепенную информацию, говорить логично и связно, используя в своих высказываниях лингвострановедческий материал. Значительно повышается мотивация учащихся к овладению знаниями, улучшилась обучаемость, повысилась самооценка. Наблюдается личностный рост тех учащихся, которые не были уверены в своих возможностях ранее.

Результатом систематического использования лингвострановедческого материала на уроках английского языка является расширение словарного запаса учащихся, повышение их общекультурного уровня, расширение кругозора и развитие навыков говорения.

Применение лингвострановедческого материала повышает качество образования, способствует развитию личности учащегося, формированию положительного отношения не только к культуре народа, говорящего на иностранном языке, но и к своей собственной культуре посредством сравнения реалий, образа жизни, традиций иностранцев и соотечественников.

Систематическое использование элементов лингвострановедения на занятиях по иностранному языку позволяет не только поддерживать познавательный интерес учащихся к изучению иностранного языка, но и создавать мотивацию учения, а также помогает учащимся адаптироваться к иноязычной среде, проявляя уважение к обычаям, традициям, культуре, образу жизни представителей другого культурного сообщества.

Киреенко Евгения Васильевна

Учитель физики и астрономии первой квалификационной категории  ГУО «Средняя школа № 27 города Витебска»

Педагогический таж работы: 11 лет.

Тема по самообразованию «Проблемное обучение на уроках физики»

 

   Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся считаю проблемное обучение.

    Излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создаю на уроке проблемные ситуации и организую учебно-познавательную деятельность учащихся так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений (при эксперименте) стараются самостоятельно делать выводы и обобщения, формулировать правила, понятия, законы, применять имеющиеся у них знания в новой ситуации. При объяснении нового материала использую две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу.

На учебных занятиях:

1. создаю проблемную ситуацию, анализирую её с учащимися и в ходе анализа подвожу их к необходимости изучения определенной проблемы;

2. включаю в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей;

3. на завершающих этапах урока развиваю рефлексию, анализ и планирование.

   С первых дней изучения физики стараюсь вовлечь учащихся в активную работу на уроке. Именно с этой целью применяю метод проблемного обучения. Учащийся встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, предлагает опыт для ее проверки, а затем проводит этот опыт. Стараюсь сформулировать проблему таким образом, что учащийся сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний.

   В результате проводимых занятий в рамках опыта сформировалась положительная мотивация изучения предмета у многих учащихся, серия проведённых занятий благоприятно сказалась на уровне развития их познавательного интереса, что отражается в активном участии учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Автор: Белан Д. В.

 

 

Ляденко Наталья Михайловна,

учитель истории и обществоведения 

     высшей квалификационной категории 

 ГУО «Средняя школа № 17 г. Витебска».

   ,

 Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и внеурочной деятельности на II и на III ступени обучения

Цель моей деятельности: совершенствование своих профессиональных компетенций как учителя-предметника в методике преподавания в условиях обновления учебных программ на базовом и повышенном уровнях, развитие творческой инициативы и познавательной активности учащихся.

Задачи:

1.Продолжить работу над повышением своего научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания.

2.Формировать интерес учащихся к урокам истории и обществоведения, используя различные источники новой информации, в т.ч. условно-графическую наглядность и Интернет.

3.Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности

4. Критически относиться к своим профессиональным действиям.

В работе применяю элементы технологий развития критического мышления, проектного обучения, технологии «педагогических мастерских», проблемного обучения, помогающие структурировать учебный материал так, чтобы изучение темы не замыкалось только на конкретном предмете, чтобы обучающийся изучал историческое событие, явление через метапредметные и межпредметные связи.

Современный школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. Для более лучшего усвоения материала я применяю на своих уроках методы составления таблиц, схем, гексов и кроссенсов. В данном случае, опорно-логическая схема или созданный кроссенс даёт возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи. Данный педагогический приём позволяет реализовать принцип свободы выбора, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности и работать как индивидуально, так и в паре, группе.

Начиная с 2004 года вместе с учащимися активно участвую в исследовательских конференциях различных уровней: районного, областного, международного.

Таким образом, я считаю, что на уроках истории и обществоведения следует использовать разнообразные формы и методы обучения, как инновационные, так и традиционные. Это все вместе значительно повышает общий уровень образования школьников, поскольку «образованным является не тот, кто много знает, а тот, кто способен соотнести то, что знает и умеет со своими планами, ситуацией, и запросами общества».

 

Оршанская Наталья Александровна,

учитель первой квалификационной категории ГУО «Средняя школа №15 г.Витебска»,

педагогический стаж 21 года

 

Тема по самообразованию: «Работа с текстом региональной направленности как эффективное средство формирования лингвокультурологической и социокультурной компетенции учащихся 5-7 классов на уроках русского языка»

Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.                                         С. Булгаков

   Часто мы слышим о том, что учитель – это творец! Однако на практике быть творцом довольно сложно. Мы ограничены рамками программы, урока, необходимости не только трансляции знаний, но и проверки их усвоения.

   Современный образовательный стандарт учитывает необходимость формирования творческих личностей, способных создавать свой творческий продукт. Но так ли это просто? Учащиеся, которые успешно справляются с написанием изложений и сочинений, могут иметь определённые проблемы в усвоении учебного материала, и наоборот. Сталкиваясь с нежеланием  учащихся заниматься языковым материалом, я пришла к выводу, что не только использование передовых технологий способно разрешить данную проблему, но и нестандартная работа с текстом.

  Формирование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся, на мой взгляд, является приоритетным направлением. Государство заинтересовано не только в грамотных людях, а прежде всего в творчески мыслящих, с развитыми коммуникативными умениями, что поможет состояться им в любой сфере деятельности.

  Как же заинтересовать учащихся? Учитель всегда может в привычном и обыденном найти что-то новое и увлекательное. Выполнение упражнений и работа с предложениями, «вырванными» из художественных текстов, не может вызвать подобный интерес. Но если мы обратимся к интернет-текстам, публицистическим текстам о знакомых учащимся людях, творческим текстам, созданным ими же самими, то результативность учебного процесса, несомненно, будет повышаться. Работа с текстами региональной направленности – творческий процесс и для самого учителя. Нестандартные креативные тексты не только позволяют развивать коммуникативные умения учащихся, но и формируют их мышление,  мировоззрение, гражданскую позицию.

   А знаете ли вы, где можно встретить маркшейдера? Если вас это заинтересовало, и станете искать ответ на этот вопрос, то и учащиеся не являются исключением из правил. А, возможно, вас заинтересует работа магазина «Лингвоопт»? В жизни есть много интересных вещей, только нужно уметь раскрыть их для окружающих. Творчество  самого учителя, несомненно, способно увлечь учащегося и из пассивного слушателя превратить его в творческого знатока русского языка, любящего свой край, своих родных, способного развиваться и познавать новое.

 

Буланова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 27 города Витебска»

Педагогический стаж работы: 29 лет.

 

Тема по самообразованию: «Активные приёмы на уроках русского языка и литературы»

Учитель – мастер, виртуоз, он  по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

   Для каждого этапа урока использую активные приёмы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Например, на первом этапе урока  наиболее эффективно использовать: «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга», «Летающие имена», которые помогут начать урок, задать нужный ритм, создать позитивную атмосферу в классе и установить хороший контакт с обучающимися.

   В начале урока  создаю проблемную ситуацию, применяю «Мозговой штурм», использую игровые моменты с такими, например, приёмами как «Жокей и лошадь», «Шаг за шагом», «Вопросительные слова», «Орфографическое лото», «Игровая цель».

   Организацию познавательной деятельности учащихся по усвоению новых знаний осуществляю, используя элементы игры и соревнования: «Зажги окна», «История из мешка», «Аукцион знаний», «Создай паспорт», «Броуновское движение»

   Для того чтобы эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для плодотворной самостоятельной работы с новым материалом, помогут приёмы: «Инфо-угадайка», «Инфо – шотик», «Кластер», «Научный эксперимент», «Золотой ключик».

  Для работы над темой урока можно применяю: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза». Для проведения дискуссии и принятия решений: «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

   Считаю, что огромное значение в учебном процессе приобретает рефлексия. Я использую такие организационные формы рефлексии:  «Да!», «Телеграмма», «Незаконченное предложение», «Рюкзак», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Всё у меня в руках», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Синквейн», «Всё дело в шляпе».

 

Жук Елена Николаевна,

заместитель директора по учебной работе и по совместительству учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя   школа № 7 г. Витебска»,

учитель высшей квалификационной категории.

                                                  Педагогический стаж 26 лет.

 

Тема по самообразованию «Проектирование уроков  с метапредметными связями по русскому языку и литературе».

 

 

   В образовательном процессе Елена Николаевна делает акцент на интерактивные групповые методы, её учебное занятие – это активная работа учащихся и педагога, который владеет острым чувством ответственности за качество урока, знаний, умений и навыков учащихся. При организации учебного занятия всегда учитывает факторы, влияющие на результативность образовательного процесса: мотивацию, познавательную активность и саморегуляцию. На уроках использует разноуровневый подход, направленный на развитие личности, раскрытие индивидуальных способностей каждого учащегося. Смена учебной деятельности, постоянная актуализация и усложнение изучаемого материала выводит учащихся на творческий уровень работы. При работе над учебным материалом использует приёмы исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности. Педагогом разработана система заданий при работе с текстом, способствующих развитию метапредметных  умений на уроках русского языка.

   В течение своей работы ежегодно проводит открытые уроки и воспитательные мероприятия, методические встречи с педагогами района, на протяжении 5 лет является руководителем районного методического объединения молодых педагогов.  Её выступления отличаются глубиной, интересными примерами, личным взглядом на проблемы, владением современными методиками и передовыми идеями. Мероприятия всегда получали высокую оценку коллег.

   По итогам работы по теме самообразования педагог подготовила  отчет по обобщению педагогического опыта: «Сегодня с интенсивным развитием информационных технологий методы и приёмы подачи учебного материала существенно изменились. Печатный текст учебного пособия и информационные статьи в интернете являются ведущими средствами обучения, но современное учебное занятие подразумевает использование различных подходов при работе с текстами. В моей работе освещаются наиболее эффективные приемы работы с текстом, которые за небольшое время на уроке помогают добиться результативности, а само занятие превращают в увлекательное интересное событие».

 

 

Пушкарева Ольга Леонидовна,

 учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №7 г.Витебска»,  

  учитель высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж  - 26 лет

 

     Тема по самообразованию «Использование  интерактивных методов обучения на уроках русского языка в 5-7 классах как средство повышения мотивации учащихся»

 

   Много лет проработав в школе, я пришла к выводу, что в сегодняшнем постоянно меняющемся мире каждый должен уметь учиться, потому что для достижения успеха в жизни нужно учиться всю жизнь. Коммуникативность, инициативность, креативный подход- это требование самой жизни. Поиск путей повышения мотивации к изучению предмета, активизация познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности - задача, которую должен решать каждый учитель.

   Русский  язык  -  предмет трудный и,  как  правило, у детей теряется  интерес  к  его  изучению.  Более того, именно русский  язык многие учащиеся выбирают при сдаче ЦТ,  поэтому  необходимо формировать  прочные  знания  учащихся.   На  современном  этапе  дети  увлечены  компьютерными  играми, мало читают, их речь слабо развита. Для поддержания интереса к предмету,  для развития положительной  мотивации  необходима система эффективных уроков.Как помочь ученикам учиться, по собственной инициативе познавать красоту русского языка? Я считаю, что этому способствует использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка.

  Актуальность представленного мною опыта обусловлена ​​педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всестороннего изучения и применения их на уроках русского языка с целью повышения мотивации учащихся и повышения качества знаний.

   Планируя организацию учебного процесса и методов, я всегда помнила, что мы запоминаем 20% того, что мы слышали, 40% того, что мы видели, 60% того, что мы видели + слышали, 80% того, что мы видели + слышали + то, что мы делали. Интерактивное обучение - это диалогическое обучение. На уроке происходит взаимодействие учителя и ученика. Особенность взаимодействия заключается в том, что происходит совместное погружение в проблемное поле, согласование выбора инструментов и методов при реализации этой задачи.

  Такой метод работы позволяет внести индивидуальный вклад каждому участнику, происходит не только обмен знаниями и идеями, но и способами деятельности. На мой взгляд, практически каждый урок русского языка можно проводить с использованием интерактивных методов, продумав диалогическую основу (само- и взаимопроверка, помощь и взаимопомощь). На уроке при обмене мнениями нет неправильных ответов: учащиеся делятся своими наблюдениями и выводами и, как правило, каждый вносит свой вклад в общую казну, учащиеся записывают ключевые слова - и у каждого складывается краткий, точный план по теме урока.

   Интерактивное обучение учитывает не только потребности учащегося, но и его личный опыт, целенаправленную корректировку знаний, а результат достигается благодаря сотрудничеству, самостоятельности и свободе выбора. Используя интерактивные методы на уроках языка, я помогаю учащимся приобретать знания через понимание, создавая атмосферу дружеского и открытого общения друг с другом и с учителем. Работая индивидуально, в парах или в группе, учащиеся приобретают навыки общения, необходимые для достижения успеха после окончания школы.

   Основная педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка посредством использования интерактивных методов на традиционном уроке. Как показывает опыт последних трех лет моей работы, повышение внутренней мотивации происходит тогда, когда в классе создаются условия для творческой самореализации учащихся. Помогает в этом использование интерактивных методов. Создание ситуации успеха на уроке, возможность работать в разных группах, оригинальность заданий - все это нравится учащимся 5-7 классов, потому что это связано с их возрастом.

       Как известно, мотив - это то, что вдохновляет, направляет человека к определенной деятельности. Несомненно, успешной является мотивация, которая побуждает учащихся предпринимать соответствующие действия, чтобы сознательно расширять и углублять свои знания, повышать свой культурный уровень. Внутренняя мотивация, независимая от внешних факторов, является важным условием успешного обучения.

   Я стараюсь создавать условия для достижения устойчивого положительного результата в преподавании предмета. На основании приведенных примеров использования интерактивных методов на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:

1. Интерактивные методы достаточно универсальны: их можно использовать на разных этапах урока.

2. Использование этих методов не требует подготовки большого количества наглядного материала.

3. С внедрением интерактивных методов создается атмосфера дружелюбия, формируется позитивная мотивация к обучению, мобилизуется творческий потенциал учащихся.

   Успешное решение поставленных задач позволяет сделать выводы об эффективности использования интерактивных методов для повышения внутренней мотивации учащихся на уроках русского языка.

 

Шишакова Наталья Александровна

учитель русского языка и русской литературы ГУО «Средняя школа №2 г. Витебска»

учитель первой квалификационной категории.

Педагогический стаж 22 года.

Повышение коммуникативной компетенции будущего учителя русского языка приобретает особое значение в связи с тем, что педагогическая деятельность рассматривается как такой вид деятельности, в рамках которой общение становится категорией профессионально значимой.

   Наталья Александровна считает, что эффективность процесса преподавания предмета «Русский язык и русская литература» во многом зависит от речевого аспекта, рассматриваемого как профессиональный инструмент при решении определенных методических задач. 

   В своей работе, Наталья Александровна успешно реализует триединство компонентов целеполагания коммуникации: содержание, структура речи, профессиональное сознание.

   Наталья Александровна, в рамках образовательного процесса¸ формирует у учащихся знания о специфике речи в различных ситуациях, синхронизируя данный компонент с развитием компетенций учебно-научной коммуникации.

   Эффективность формирования умений пользоваться речью в различных учебных ситуациях значительно повысили результативность ГУО «Средняя школа №2 г. Витебска» в разрезе олимпиадного движения, научно-исследовательской деятельности учащихся.

      Литвинова Людмила Владимировна,

                   учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

                   Педагогический стаж работы 23 года.

 

Учитель является для детей путевым огоньком,
светочем, искрой, от которой в сердцах детей
разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию,
к развитию личных способностей, дарований, талантов.
В. Сухомлинский

      Нужен ли ребенку успех в учении? Безусловно. Для этого ребенка надо заинтересовать. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и формы.

      Людмила Владимировна использует такие современные образовательные технологии, как проектно-исследовательский метод, технологию развития критического мышления, игровой метод, метод проблемных ситуаций. Все эти технологии развивают у учащихся познавательную активность, способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков.

     Учебно-исследовательская и проектная работа в обучении и воспитании занимает особое место в её педагогической деятельности. Исследовательские работы учащихся «История и имена витебских улиц»,  «Мир батлейки» получили дипломы 1 степени областного конкурса  «Вернисаж». Творческий проект «Деревья – наши зелёные друзья» и исследовательская работа «Влияние дополнительных сигналов на тренировку памяти» стали победителями международных конкурсов.

    В своей педагогической практике учитель широко использует информационно–коммуникационные технологии. Людмила Владимировна является участником областного творческого проекта «Формирование метапредметных компетенций учащихся средствами информационно – коммуникационных технологий на 1 ступени общего среднего образования». Использует информационные технологии для того, чтобы предоставлять учащимся актуальную информацию по изучаемым предметам, давать такие задания, которые они смогут решить, подключив логику и аналитическое мышление, сопоставляя данные из различных источников и аргументируя свое собственное мнение.

      Её учащиеся принимают активное участие в  международных дистанционных конкурсах, становятся победителями районных и городских предметных олимпиад.

     Вся педагогическая работа направлена на обеспечение оптимальных условий учебной деятельности для каждого ребенка.

 

Рябова Елена Николаевна,

заместитель директора по учебной работе на 1 ступени общего среднего образования ГУО «Средняя школа №2 г.Витебска»

Тема по самообразованию: «Школа успеха» для учителей и учащихся»

Начальная школа ГУО «Средняя школа №2 г. Витебска»– это «Школа успеха» для учителей и учащихся. И моя профессиональная деятельность, как заместителя директора по учебной работе – это сумма слагаемых:

  1. подготовка и становление учителя  
  2. практико – ориентированные  технологии  в обучении учащихся
  3. достижение результатов обучения.

   Мои подходы? Создание среды, в которой даже учащийся «неудачник» находит силу и уверенность в себе, создание той  ситуации успеха, которая  станет точкой отсчета для дальнейшего роста. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса.  И получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга. Моя тема по самообразованию посвящена образовательному мониторингу. Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности учителя и учащихся, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием качества образования  и прогнозированием ее развития и коррекции. Организацию и проведения мониторинга и обработку материалов осуществляет каждый по своему направлению.

Выбирайте направление и УДАЧИ!!!

Гапеева Елена Александровна

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №17 г.Витебска»,

учитель первой  квалификационной категории,

  педагогический  стаж 19 лет

        

Тема по самообразованию «Создание интеллект-карт как средство повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися 1-4-х классов по предмету «Человек и мир»

 

   Сегодня в образовании остро стоит вопрос о запоминании, обработке, добыче, фиксировании, систематизации и представлении различной информации для учащихся.    Как сделать информацию более доступной, интересной для младших школьников, а главное, систематизировать большой объём материала, который учащиеся должны запомнить и воспроизвести?

   В процессе работы я пришла к выводу, что  один из эффективных методов систематизации информации как для высокомотивированных, так и для детей, испытывающих трудности в обучении является метод составления интеллект-карт. Считаю, что использование этого метода на уроке учебного предмета «Человек и мир» в 1-4-х способствует более качественному усвоению учебного материала учащимся, развивает их способности к восприятию, переработке и воспроизведению информации, совершенствует навыки контроля и самоконтроля, обогащает словарный запас, развивает интеллект, мышление, речь, повышает работоспособность, развивает интерес к предмету.

   Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Отличительным свойством метода интеллект-карт является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном материале. Использую и рисованные интеллект-карты.Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на разных этапах урока.

   В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении младших школьников дает огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать.  Считаю, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

 

Шкиндерова Ольга Феликсовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Витебска»,

педагогический стаж работы15 лет.

 

Тема по самообразованию: «Влияние дидактических игр на эффективность обучения в начальной школе»

 

   Чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для учащихся, на уроке должна присутствовать игра. Только она может сделать трудоемкое – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.

   Данная тема является актуальной, поскольку дидактическая игра имеет большое значение в обучении младших школьников. Без использования дидактических игр уроки становятся менее интересными для школьников, снижается качество усвоения учебного материала.

   Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать детям так, будто они сами пришли к подобным находкам и открытиям.

   Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

   Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В начальной школе игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

  Основываясь на результатах своего опыта работы по использованию дидактической игры на уроках можно с уверенностью утверждать, что применение игры в процессе обучения не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу.

   Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.

     Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

   Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

 

Ярош Людмила Викторовна,

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа №15 г.Витебска»,педагогический стаж 43 года

Тема по самообразованию: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся как средство подготовки к участию в олимпиадном движении»

 

   Учитель в моем понимании – это не просто профессия. Это состояние души. Это образ жизни.

   В работе стараюсь применять разные методы, приемы стимулирования  и мотивации учения, использую разнообразные формы организации личностно-ориентированного урока.

   В своей работе  опираюсь на уникальность личности каждого учащегося. Я считаю, что учащиеся должны обладать универсальными учебными действиями и способами их применения на практике.

   При организации образовательного процесса стремлюсь научить детей конструктивно мыслить, применять нестандартный подход к осуществлению личной и общественной  цели, находить способы взаимодействия с окружающими  и природной средой, быть чуткими людьми, иметь ясную гражданскую  позицию, быть патриотами своей страны.

   Современные дети – это дети «экранной информации». Использование в работе  разнообразных электронных приложений к учебникам, тренажеров, цифровых образовательных ресурсов помогает мне сделать урок более информативным, ярким, разнообразным. Я использую в своей работе приложение Plickers,  позволяющее реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Для детей это приложение - своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Мультимедиа -  технологии позволяют моделировать различные ситуации, формировать необходимые личностные и образовательные компетенции.

   Считаю важным в профессии учителя - это научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно.

   Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске, стремлюсь оказать помощь детям в получении качественного образования. Качественное образование, в моём понимании - это образование, к которому хочется обращаться и в дальнейшем, после которого существует живое желание продолжать учиться, а не переступить через него, как через тягостную повинность или законченный формальный этап.

   Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь!

поделиться в: