Охрана прав детства

Если Вы стали жертвой домашнего насилия

Вам или Вашим близким причинен физический вред, выражающийся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в виде толчков, пинков, шлепков, пощёчин, Вас силой, угрозой или обманом принуждают вопреки вашего желания к какой-либо форме сексуальных отношений, в Ваш адрес звучат оскорбления, запугивания, угрозы, шантаж, на Вас оказывают материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами -

Вы можете обратиться в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска», где Вам предоставят услугу временного приюта в «кризисной» комнате.

В "кризисную" комнату государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска» помещаются граждане, находящиеся в кризисном состоянии:                                                                жертвы     торговли    людьми, лица,

пострадавшие от домашнего насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление услуги временного приюта в «кризисной» комнате осуществляется без взимания платы.

В "кризисную" комнату помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций, а также обратившиеся в центр по собственной инициативе.

Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеперечисленных органов и (или) письменное заявление гражданина.

Несовершеннолетние дети могут находиться в «кризисной» комнате только совместно с одним из родителей.

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются по принципу самообслуживания.

Питание граждан, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания в "кризисной" комнате, осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан; при необходимости из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Режим работы «кризисной» комнаты - круглосуточно. Срок пребывания в "кризисной" комнате зависит от обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

ВАМ НУЖНА НАША ПОМОЩЬ - ПОЗВОНИТЕ НАМ!!!

67 - 92 - 79; «Телефон доверия» 67 - 92 - 83

(в будние дни с 8.00 до 17.00)

Если беда случилась в вечернее или ночное время, в выходной-день, просим обращаться за ■ помощью в РОВД по телефону - 102 В ОВД администрации Железнодорожного района г. Витебска по телефону:

102; 67-86-02; 66-26-17; МТС 8-029-514-11-81

ПОМОЩЬ БЕСПЛАТНА И АНОНИМНА!

Алгоритм приема ребенка в патронатную семью

Если Вы хотите стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

1-й шаг - Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

2-й шаг – Управление (отдел) образования запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, учреждение здравоохранения), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

3-й шаг - На основании акта и полученных о Вас сведений управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.

4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.

5-й шаг - Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует  предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком, и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности.

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;

совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;

нарушения прав и законных интересов ребенка;

самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семьеВам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.

9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания

  • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у кого нет иных возможностей воспитываться в семье.
  • Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию.
  • Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.
  • Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами, попечителями.

Минусы патронатного воспитания

  • Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит).

Патронатное воспитание – новая форма заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

28 июня 2012 года вступило в силу Положение о патронатном воспитании.

Хотя патронатное воспитание – новая форма участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помогать детям, оставшимся сиротами.

Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными.

Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление  родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

Что же такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение).

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает управление (отдел) образования по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.

Кто может стать патронатным воспитателем?

Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане
обоего пола, за исключением:

  • лиц, лишенных родительских прав;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85<sup>1</sup>Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
  • лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.

При отсутствии противопоказаний, куда следует обращаться?

Гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, с документом, удостоверяющим личность, необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту его жительства с заявлением о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей.

Управление (отдел) образования в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления запрашивает из соответствующих органов и организаций необходимые сведения и (или) документы:

- об отсутствии судимости за умышленные преступления у кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан, а также о том, были ли осуждены кандидат в патронатные воспитатели и проживающие совместно с ним граждане за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

- о том, лишались ли родительских прав кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане, было ли ранее в отношении кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан отменено усыновление;

- о том, признавались ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане недееспособными или ограниченно дееспособными;

- о том, признавались ли дети кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан нуждающимися в государственной защите, были ли отобраны без лишения родительских прав, отстранялись ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей;

Далее в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:

оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;

оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.

На основании всех полученных сведений и документов управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка. В него включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию здоровья и количеству детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание кандидату в патронатные воспитатели.

***С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных выше, и проведения обследования условий жизни.

Пользуются ли определенные граждане преимущественным правом принять на воспитание конкретного ребенка?

При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка.

При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.

Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?

Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.

При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.

На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.

Учитывается ли желание ребенка при передаче его на патронатное воспитание?

Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

Каков порядок заключения договора патронатного воспитания?

Договор патронатного воспитания заключается между руководителем учреждения и патронатным воспитателем.

Для заключения договора патронатного воспитания необходимы:

- заявление кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание,

- сведения и документы, указанные выше,

- заключение управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели и может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.

На какой срок заключается договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем?

Данный договор заключается на срок до 1 года.

Каков порядок передачи ребенка в семью на патронатное воспитание?

Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания

При передаче ребенка патронатному воспитателю не позднее дня убытия ребенка издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором указывается:

- срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя;

- объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь,

- работники учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки представления ими отчета о результатах контроля руководителю учреждения.

Копия приказа передается патронатному воспитателю.

Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?

Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:

- телефонные звонки,

- беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),

- беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,

- наблюдение педагогом социальным и педагогом-психологом, анкетирование.

По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости орган опеки и попечительства или руководитель учреждения может не информировать патронатного воспитателя о дате и времени осуществления контроля.

Каковы случаи прекращения договора патронатного воспитания?

Договор патронатного воспитания прекращается:

- по истечении срока его действия,

- в случаях устройства ребенка на воспитание в семью,

- перевода (поступления) ребенка в другое учреждение,

- смерти ребенка либо патронатного воспитателя.

Может ли договор патронатного воспитания быть досрочно расторгнут?

Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно:

- по просьбе патронатного воспитателя,

- по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.

Каковы права и обязанности учреждений, передающих детей на патронатное воспитание:

Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.

В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:

  •  участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся у него потребностей;
  •  предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;
  •  обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с ребенком, предложенным для патронатного воспитания;
  •  предоставляет сведения о состоянии здоровья ребенка (детей) и рекомендациях врачей на период пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, дает согласие на предоставление патронатному воспитателю информации, составляющей врачебную тайну в отношении передаваемого на патронатное воспитание ребенка (детей)устанавливает и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;
  •  осуществляет права и выполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей);
  •  в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
  •  в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
  •  в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
  •  не позднее дня передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание передает денежные средства на питание ребенка (детей) в случаях и размере, установленных законодательством Республики Беларусь;
  •  обеспечивает ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье патронатного воспитателя.
  •  осуществляет контроль за воспитанием ребенка (детей), удовлетворением его основных жизненных потребностей, выполнением настоящего договора.

Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан:

Патронатный воспитатель с согласия руководителя на безвозмездной основе:

  •  информирует руководителя о планируемых сроках пребывания ребенка в его семье не позднее чем за 7 дней, а в случае передачи ребенка на патронатное воспитание в течение летних каникул - до 1 мая;
  •  обеспечивает своевременное убытие ребенка в свою семью и возвращение в учреждение в срок, согласованный с руководителем;
  •  организует адаптацию ребенка (детей) в семье;
  •  организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;
  •  предоставляет ребенку (детям) соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, места для занятий и игр);
  •  обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми), безопасность ребенка (детей), удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей;
  •  организует досуг ребенка (детей);
  •  с согласия руководителя организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);
  •  обеспечивает сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
  •  не препятствует общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание;
  •  формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, навыки общения в социуме, готовит ребенка (детей) к социализации в обществе, развивает самостоятельность;
  •  определяет способы воспитания ребенка (детей) с учетом рекомендаций специалистов учреждения;
  •  с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его (их) интересами с согласия руководителя организует оздоровление ребенка;
  •  немедленно информирует руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка (детей), случаях заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком, совершении ребенком правонарушений или преступлений, нарушении прав и законных интересов ребенка, самовольном уходе ребенка из семьи патронатного воспитателя;
  •  контролирует сохранность имущества, переданного вместе с ребенком (детьми), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, передаваемыми на его (их) питание;
  •  в период пребывания в семье патронатного воспитателя оказывает ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
  •  обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей) и сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
  •  не допускает вывоза ребенка за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законного представителя;
  •  осуществляет иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь права и обязанности.

ЧТО ТАКОЕ ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ?

Приёмная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Орган опеки и попечительства, определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приёмную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребёнка в приёмной семье.

Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Поэтому кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение.

Органы опеки и попечительства и социально-педагогические центры осуществляют сопровождение и контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, анализируют деятельность приёмных родителейорганизуют необходимые консультации и психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с отделом образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на шесть месяцев с учетом потребностей детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с замещающими семьями.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в отдел образования по месту своего жительства.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью специалист органа опеки и попечительства ознакомит с перечнем документов, необходимых для создания приёмной семьи, ответит на интересующие вопросы создания и функционирования приемной семьи.

При отсутствии на территории района детей, отдел образования организует учет кандидатов в приемные родители.

Отдел образования либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни лиц, желающих взять детей на воспитание в приёмную семью. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Полученная информация отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители.

Орган опеки и попечительства учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей.

Кандидаты в приёмные родители проходят образовательную программу обучающих курсов в социально-педагогическом центре.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов отдел образования знакомит с условиями трудового договора и договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

Информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью и направление для посещений этих детей и установления контакта с ними предоставляет специалист органа опеки и попечительства.

ЗАЧЕМ НУЖНО ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ?

Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт воспитания своих родных детей (который может пригодиться лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количество ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки. Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам возможные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных сложностях, некоторые из кандидатов пересматривают своё решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обоюдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты после пройденного курса обучения смогли принять обоснованное решение о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.

Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.

Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.

Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.

Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Опека (попечительство) устанавливается для воспитания, защиты личных, имущественных прав и законных интересов детей. Её преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми.

В управлении (отделе) образования по месту своего жительства либо по месту жительства (нахождения) детей кандидаты в опекуны (попечители) могут получить информацию о процедуре установления опеки (попечительства) над детьми, перечне и формах документов, необходимых для установления опеки (попечительства).

Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребёнка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного и денежные выплаты опекуну по возмещению расходов, связанных с содержанием детей. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).

Управление (отдел) образования проводит обследование условий жизни кандидатов в опекуны (попечители), изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в опекуны (попечители) (далее – акт обследования). В акте обследования указывается согласие других проживающих совместно с заявителем совершеннолетних членов семьи.

При рассмотрении заявления управление (отдел) образования учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей.

Контроль за условиями жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) осуществляется управлениями (отделами) образования по их месту жительства.

Контрольные обследования условий жизни и воспитания подопечных проводятся в течение всего срока опеки (попечительства)не реже двух раз в год.

По результатам каждого обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания подопечного.

Опека на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии со статьями 142-168 Кодекса о браке и семье, ПОЛОЖЕНИЕМ о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20.05.2006 № 637 (с изменениями и дополнениями).

Шаг 1

Обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства

(иметь с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность).

По направлению управления (отдела) образования Вам необходимо пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранениямедицинскую справку о состоянии Вашего здоровья (как кандидата в усыновители).

Получить по месту работы справку о месте работы, службы и занимаемой должности;

Предоставить сведения о доходах за предшествующий усыновлению год.

 При обращении супругов необходимо приложить свидетельство о заключении брака, в случае усыновления ребенка лицом, состоящим в браке.

 С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, Вы должны обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни кандидата в усыновители.

Шаг 2

Управление (отдел) образования проводит обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, организует психологическое обследование кандидатов в усыновители.

Психологическое обследование включает в себя собственно обследование (беседа и психологическое тестирование), а также обязательные занятия по подготовке к выполнению родительских функций. Занятия в группе начинаются по мере её формирования (минимум три семьи) и включают в себя 5 встреч. По итогам психолог составляет психологическое заключение.

Управление (отдел) образования самостоятельно запрашивает сведения:

- Справку, подтверждающая право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в усыновители (выдается в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, в котором проживает заявитель, у иных собственников (балансодержателей) жилья, поссельисполкомах (.Данную справку заявитель имеет право предоставить самостоятельно).

- о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители; лишались ли они родительских прав, или были ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными; отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите.

На основании собранных документов управление (отдел) образования выдает акт обследования условий жизни кандидатов в усыновители.

Шаг 3

Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение о возможности усыновить ребенка, можно приступать к подбору ребенка.

Районное (городское) управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка только в детских интернатных учреждениях или организациях здравоохранения, которые находятся на территории данного района (города).

Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы, выданные управлением (отделом) образования, обратиться в Национальный центр усыновления.

Сведения о детях предоставляются в виде личных карточек детей.

Шаг 4

Если Вы подобрали ребенка, Вам выдается направление для знакомства.

Ваш первый контакт возможен только в присутствии специалиста по охране детства и государственного опекуна ребенка. Вас обязательно ознакомят со всеми имеющимися сведениями о ребенке.

Отказ от усыновления данного ребенка не является препятствием для получения направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 5

Если Вы приняли решение об усыновлении именно этого ребенка, Вам необходимо обратиться в суд.

Заявление об усыновлении (удочерении) подается по месту своего жительства или по месту нахождения усыновляемого ребенка и рассматривается судом в порядке особого производства, установленном параграфом 10 Гражданского Процессуального Кодекса Республики Беларусь.

В заявлении может содержаться просьба об изменении фамилии, собственного имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения, места рождения, а также о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя (родителей).

Шаг 6

При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, Вы можете забрать ребенка из учреждения, где он находится.

 Заключение

Вам необходимо знать, что в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год осуществляется обязательный контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей детей в семьях усыновителей. Обследование проводится отделом образования по месту жительства, может проводиться также Национальным центром усыновления.

Если Вы желаете получать ежемесячные денежные выплаты на усыновленного ребенка, Вам необходимо обратиться в отдел образования по месту жительства с письменным заявлением.

Помните, что по любым вопросам жизни и воспитания усыновленного ребенка в семье, Вы можете обратиться за консультативной психологической, педагогической и юридической помощью в отдел образования и в Национальный центр усыновления.

Телефоны помощи:
1. общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего
насилия: тел. 8-801-100-8-801 (линия предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье: пострадавших, свидетелей актов насилия в семье, а также тех, кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации. Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социальную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Со стационарных телефонов звонок бесплатный).
2. республиканская "Детская телефонная линия": тел. 8-801-100-1611
3. телефон доверия для детей и подростков: тел. 8 (017) 263-03-03
4. телефон доверия г.Витебска (круглосуточно): тел. 8 (0212) 61-60-60
5. телефон доверия УВД Витебского облисполкома: 8 (0212) 60-90-63
6. ГУО «Социально педагогический центр г. Витебска», ул.Жесткова, 19,
тел. 8 (0212)64-75-37
7. телефоны доверия по Витебской области центров здоровья молодежи (ЦЗМ):
- ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника», г. Полоцк, ул.Е. Полоцкой,18, тел. 8 (0214) 42-76-55;
- ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника», г.Новополоцк, ул . Калинина,5, тел. 8 (0214) 51-90-90, моб.тел. +375 (29) 594-52-76;
- Витебский ЦЗМ, г.Витебск, ул. Чкалова, 14В, тел. 8 (0212) 57-24-71, справка 8 (0212) 57-78-79;
- ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника № 1, г.Орша, ул. Пионерская, д. 15, тел. 8 (0216) 51-17-21.
Кризисные комнаты (г. Витебск):
1. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г.Витебска». Адрес: ул. 1-я Пролетарская, д.20, каб.16,
тел. 37-04-32. Телефон «Доверие»: 37-20-17; 8 (033) 903-14-95.
2. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, ул. Космонавтов, 5а. Телефон доверия 67-92-83 Тел. 67-91-06;
3. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, Смоленская,9.
Телефон «Доверие»: 63-20-00, +375 (33) 904-68-07.
4. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Витебского района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, Комсомольская, 16.
Телефон доверия: 69-04-77; 8-029-751-93-90 (МТС); в ночное время - 8-029-751-93-90 (МТС).
Справочно:
«Кризисная комната» - специально оборудованное помещение для временного пребывания граждан, в котором созданы все необходимые условия для безопасного проживания.
В «кризисную комнату» могут быть помещены граждане следующих категорий:
• жертвы торговли людьми.
• лица, пострадавшие от насилия.
• лица, пострадавшие от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
• лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Если Вы стали жертвой насилия в семье

 

Вам или Вашим близким причинен физический вред, выражающийся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в виде толчков, пинков, шлепков, пощёчин, Вас силой, угрозой или обманом принуждают вопреки вашего желания к какой-либо форме сексуальных отношений, в Ваш адрес звучат оскорбления, запугивания, угрозы, шантаж, на Вас оказывают материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами –

Вы можете обратиться в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска», где Вам предоставят услугу временного приюта в «кризисной» комнате.

В "кризисную" комнату государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска» помещаются граждане, находящиеся в кризисном состоянии: жертвы торговли людьми, лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление услуги временного приюта в «кризисной» комнате осуществляется без взимания платы.

В "кризисную" комнату помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждений здравоохранения, других государственных органов и организаций, а также обратившиеся в центр по собственной инициативе.

Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеперечисленных органов и (или) письменное заявление гражданина.

Несовершеннолетние дети могут находиться в «кризисной» комнате только совместно с одним из родителей.

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются по принципу самообслуживания.

Питание граждан, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания в "кризисной" комнате, осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан; средств, переданных центру физическими и юридическими лицами путем оказания безвозмездной спонсорской помощи, дарения (пожертвования), а также средств, поступивших по линии гуманитарной помощи.

Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточно. Срок пребывания в "кризисной" комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью.

ВАМ НУЖНА НАША ПОМОЩЬ - ПОЗВОНИТЕ НАМ!!!

67 – 92 – 79; телефон доверия 67 – 92 – 83

(в будние дни с 8.00 до 17.00)

Если беда случилась в вечернее или ночное время, в выходной день, просим обращаться за помощью в РОВД по телефону – 102

В ОВД администрации Железнодорожного района г. Витебска по телефону:

67-86-02; 66-26-17; МТС 8-029-514-11-81

ПОМОЩЬ БЕСПЛАТНА И АНОНИМНА!

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность сектора охраны детства

поделиться в: